Продукты внешней секреции человека называются феромонами. По своему составу это химические соединения, которые являются биологическими «маркерами» мужской и женской части человечества, и вызывают какую-либо поведенческую реакцию.

Разновидностей феромонов много. Одни привлекают противоположный пол, другие «сигнализируют» об опасности. Они влияют на разные процессы поведения, проявления эмоций, состояние обмена веществ. Феромоны вырабатываются особыми железами. В носу человека есть особый орган обоняния (якобсонов орган), который осуществляет их восприятие и «передачу». Сила воздействия феромонов у животных проявляется сильнее, чем у человека, потому что у них этот орган развит больше. Насекомые обладают самой большой восприимчивостью к феромонам, поэтому немецкие ученые благодаря их изучению выделили феромоны в отдельную группу химических соединений, которые влияют на поведение особи.
Как действуют феромоны
Феромоны вырабатываются специальными железами в малых количествах. У них нет ярко выраженного запаха, но якобсонов орган животных отлично их чувствует. Химический состав у феромонов разный. У одних структура кислоты, у других - альдегида, у третьих – спирта и т.д. В числе немногочисленных общих свойств – летучесть. Реакция якобсонова органа на феромоны проявляется отправкой «сигналов» в отдел головного мозга, который контролирует чувство страха, агрессивную реакцию или инстинкт размножения. В то же время «сигнал» отправляется в гипоталамус, который управляет вегетативными функциями.
Так как феромоны различны по своей природе, то разнится и поведение особи. Например, феромоны-аттрактанты способствуют привлечению особей, а феромоны-репелленты, наоборот, отпугиванию. Специалистами уже изучено несколько тысяч феромонов, влияющих на живые организмы.
Феромоны и их влияние на человека
Воздействие феромонов на ту или иную особь зависит от того, на какой стадии эволюции она находится. В отличие от насекомых у позвоночных особей, например, реакции поведения гораздо сложнее. А поведенческие реакции человека зависят от множества факторов, и феромоны уже не играют главенствующей роли. Многочисленные исследования не смогли доказать, что феромоны оказывают действительно большое влияние на поведение человека. Поэтому реклама любых парфюмерных продуктов с феромонами на самом деле не имеет научного подтверждения.